Как вы думаете, сколько стоит бренд «Сбербанк»? Оказывается, очень дорого — более 10 млрд долларов! То есть более 300 000 000 000 рублей, это десять бюджетов Удмуртии для справки!
Именно из-за того, что бренды и товарные знаки могут стоить дорого (а использование незарегистрированных товарных знаков — обойтись в еще бОльшую сумму), предприниматели и физические лица регулярно подают заявки на регистрацию товарных знаков — в год около 50 000 заявок уходит в Роспатент!
Как же проходит регистрация нового товарного знака? Сперва нужно сравнить его с существующими — нет ли подозрительных сходств? Сделать это можно, например, в уполномоченной фирме (за деньги) или тут: tm-reg.ru — бесплатно!
Затем надо определиться с классом товаров и услуг, которые будут обозначаться вашим товарным знаком. Всего предусмотрено 45 классов (34 для товаров, 11 для услуг). Чем больше классов вы выбираете — тем дороже регистрация в Роспатенте. Да, в России зарегистрировать товарный знак можно лишь в одной организации — РосПатент.
Регистрация товарного знака возможна как в рамках одной страны — например, России — так и в нескольких странах (не обязательно брать весь мир). Поэтому отличают местные бренды — например, «Техносила» или «Сарапульские ЛВЗ», и международные бренды — Кока-Кола или Майкрософт.
Очевидно, что какая-нибудь компания по производству газировки из Уржума не сможет назвать свою продукцию Coca-Cola — это называется «незаконное использование товарного знака» и наказывается штрафами (в судебном порядке).
Обычно зарегистрированный товарный знак выделяется буквой R в кружке — это знак охраны товарного знака.